Cup of Excellence El Salvador 2019

Сальвадор настолько маленький, что шутят: не успеешь включить вторую передачу как окажешься на границе с Гватемалой/Гондурасом. Страна переживает сразу несколько кризисов, из которых ценовой на рынке кофе – только частный случай. Как удалось выяснить, себестоимость производства кофе в Сальвадоре составляет 1-1,4 доллара за фунт, в то время как текущая цена давно опустилась ниже 1 доллар. Из этих 1,4 значительная часть уходит сборщикам, далее – затраты на обработку, далее – недешевые удобрения и стоимость заемных денег (ставка по кредиту в Сальвадоре составляет 7-8%). Конкурс Cup of Excellence (СОЕ) – пример экономического и социального лифта для фермеров, дающий шанс не просто остаться в бизнесе на грани выживания, а стать прибыльными и успешными.

60298434_10157203682774322_6526222730625286144_o.jpg Судьи и волонтеры СОЕ Сальвадор 2019

Что значит СОЕ для Сальвадора?

Конкурс Cup of Excellence проводится в Сальвадоре с 2003 года, за 16 изданий в нем приняли участие 2965 производителей, 446 фермы получили награды, продано 12 135 кенталей кофе (1 кенталь = 46 кг). 43 лота получили оценку более 90 баллов и были удостоены президентской награды СОЕ. Средняя цена на аукционах составила 13,65 доллара за фунт. Всего с помощью аукционов было заработано 7,32 млн долларов США. Самая высокая цена за фунт составила 95,70 долларов США.

Основные разновидности, побеждающие в конкурсе: бурбон, пакамара, в меньшей степени бленды и прочие разновидности. Рекорд цены принадлежит пакамаре (95,7 доллара за фунт), гейша для сравнения была продана максимально за 55,1 доллара за фунт. Основными покупателями топовых лотов становятся Япония, Южная Корея и США.

Основные регионы-победители: Апанека-Йаматепек (69%), Алотепек (16%), Бальсамо-Кесальтепек (5%), Чичонтепек (1%), Текапа-Чинамека (8%), Какауатик (1%). Если смотреть по административному делению, то лидирует департамент Санта Ана (37,1%), Ауачапан (28,9%), Шалатенанго (12,8%).

Каждому фермеру на встрече с судьями я задавала один и тот же вопрос: для чего вы участвуете в СОЕ?

60211555_10157200432904322_3861622219868209152_n.jpgКлара Мартинес, Финка Аргентина
Клара Мартинес, Финка Аргентина: «О СОЕ услышали от соседей, которым удалось или выиграть, или занять хорошее место на СОЕ. Мы стали участвовать на СОЕ чтобы познакомиться с новыми покупателями, так мы нашли клиентов в Лос Анджелесе и Великобритании (Has Bean), которые и сегодня выкупают основной объем нашего урожая».
60231874_10157200433044322_5212576768048758784_o.jpg  Lucia Abrego De Ortiz, Las Mercedes Farm

Lucia Abrego De Ortiz, Las Mercedes Farm: «Я участвую в СОЕ не для себя, а для своей команды, для работников. Я хочу, чтобы они видели для чего трудятся, видели международную оценку результатов своего труда. Это вдохновляет их далее совершенствовать свою работу. Все дополнительные средства от клиентов мы тратим на клинику, домашние фильтры для воды, а также на укомплектование школьной библиотеки. Часть книжек обязательно с картинками, чтобы мамы, которые не умеют читать и писать, могли детям по ним рассказывать истории. Также мы купили всем женщинам фермы на год вперед лак, чтобы по цвету ногтей калибровали сбор ягод».

Карлос Мендес Флорес, Гека Кофе: «Благодаря СОЕ начал продавать свой кофе напрямую обжарщикам четыре года назад. Мы хотим строить отношения с потребителем и знать кто пьет наш кофе. Понятие спешелти меняется на глазах, поэтому важно как можно раньше понять настроение потребителей и получить обратную связь».

60425735_10157200433554322_942690629358452736_o.jpg Juan Alfredo Pacas
Семья Пакас, 3е место СОЕ 2019: «В СОЕ участвуем, потому что верим в качество кофе из Сальвадора, в имидж страны, хороший контакт с людьми. Каждый раз себя подталкиваем к тому, чтобы создавать лучшее качество каждый день».

Сорт Бернардина от Пакасов стал для меня настоящим открытием: по дескрипторам напоминает гейшу и безошибочно угадывается в каждом раунде конкурса (клубника, бергамот и прочие ассоциации). Собственно гейша в международную фазу не попала.

60044400_10157200434479322_1458478856867414016_o.jpg  Алехандро Васкес, Лос Васкес
Алехандро Васкес, Лос Васкес: «Я начал все «наоборот»: кофе создает доход, а доход позволяет ставить перед собой новые цели. Больше денег означает больше рост. На СОЕ отправил не просто пакамару, а пакамару блонд: если ее моешь как надо – бледная, а если моешь слишком много – становится коричневой. Пока на производстве не так много контроля как хотелось бы, над этим надо работать».
60345058_10157200434434322_723148514120433664_o.jpg  Роберто Уллоа, Ла Дивина Провиденция

Роберто Уллоа, Ла Дивина Провиденция: «Причины участия в СОЕ: 1. финансовые причины 2. – маркетинг 3. окно в мир. В прошлом я не делал на ферме обработку урожая после сбора и не выигрывал (когда отдаешь ягоды на обработку на аутсорсе, кооперативу нет дела до качества). Последние два года делаем миллинг на ферме и качество стало наконец контролируемым и значительно возросло».

60475401_10157200434464322_7953439680186286080_o.jpg  Mauricio A Salaverría, Финка Гималайа
Mauricio A Salaverría, Финка Гималайа: «СОЕ дает возможность/заставляет себя сравнивать с коллегами в стране в отношении качества. Попасть в 34 финалиста международной фазы СОЕ – уже большая удача. Статус участника СОЕ открывает новые перспективы для активного маркетинга (особенно, если участвуешь и побеждаешь в СОЕ регулярно, сам 4 раза был в топ-10)».
60016483_10157200435189322_653984035822895104_o.jpg  Рауль Ривера, Санта Роза, 1 место СОЕ 2019

Рауль Ривера, Санта Роза, 1 место СОЕ 2019: «Не могу перестать соревноваться, мне нравится дух состязания. После первой победы был в ужасе от мысли, что нужно везти судей на ферму, где на тот момент было толком нечего показывать – только спрятанное отцом в лесах от партизан патио и несколько хоз построек, не было машин чтобы всех доставить в горы.
Участие и победы в СОЕ сделали меня вроде суперзвезды в своем сообществе, лидером в регионе. Сегодня у меня развивающийся кофейный бизнес с новым оборудованием и современными технологиями, качественным менеджментом. Пользуясь своими достижениями, я хочу дать возможность работающим рядом со мной фермерам подняться на новый уровень.»

60345238_10157200462859322_3025606934486056960_o.jpg  Эмилио Лопес Диас
Эмилио Лопес Диас (многократный участник и победитель СОЕ, не участвовал в 2019)

С Эмилио мы больше говорили о ситуации в целом.
«Кризис мотивирует. Хотя все против производства кофе в Сальвадоре сегодня: нет никаких причин начинать сегодня такой бизнес и если бы сам имел выбор, стал бы скорее посредником, чем фермером».

Эмилио эмоционален: «Никто не хочет работать в поле. Никто! 1994 год – 350 000 работало в кофе
2001 год – 1ый кризис. 2004 год – 200 000 человек в кофе. 2014 (ржавчина) – 130 000 человек в кофе, в 2019 году это 75 000 человек. Кофе – синоним бедности, самые низкие доходы. Кампесино – тот, кто работает в поле, т.е. бедняк. У кофейного хозяйства до сих пор колониальная структура. В довершение всего правительство облагает всех производителей налогами». Выход из депрессии в Сальвадоре один – США, именно туда уехала половина покинувших бизнес фермеров.

В таких жестких условиях принципиальная позиция Эмилио – лучше нанять 100 человек и платить им как 300, чем 300 человек с низкими зарплатами. Таким образом можно обеспечить высокий КПД, а когда работники видят результаты труда, растет мотивация. Если раньше люди приезжали на работу автобусе, то сейчас появились на парковке мотоциклы и даже пара автомобилей. Работой у Эмилио дорожат, даже есть конкурс на место.

Из разговора с Эмилио Лопесом можно заключить, что число фермеров в Сальвадоре постоянно снижается, в стране нет никаких предпосылок к тому, чтобы заниматься сельским хозяйством. Мы едем через огромное число заброшенных кофейных плантаций, но они не были спешелти. Грейд, который они поставляли на рынок еще ниже HB. Получается, что вслед за падением рынка С вымирают фермы с устаревшей системой выращивания и обработки кофе, остается только более премиальный сегмент.

«Более премиальный» включает диапазон кофе от HB и выше. В этом широком пространстве у фермера есть возможность либо сотрудничать с кооперативами, где они будут получать чуть выше себестоимости производства, либо начинать самостоятельные продажи. Для небольшого фермера, такого как Алехандро Васкес, который производит всего 30 мешков кофе в год, это означает возможность дополнительно зарабатывать 7-8 тысяч долларов в год (ВВП на душу населения составляет по последним данным порядка 3,5 тысяч долларов). Для фермеров таких как Эмилио и Рауль это означает возможность продавать лоты с оценкой 80-81 балл по цене в 2 раза выше, чем может предложить кооператив, причем по предпродаже постоянным покупателям, а лоты уровня 85 баллов продавать уже в 5-6 раз дороже рынка и более. Во многом это стало возможно благодаря Cup of Excellence.

Официальные результаты СОЕ Сальвадор-2019 можно найти по ссылке https://allianceforcoffeeexcellence.org/el-salvador-2019/

Cup of Excellence El Salvador 2019 Cup of Excellence El Salvador 2019